intro
  • Плавание для грудничков

Закаливание грудничков, младенцев, и новорожденных

«Я всю жизнь купался. Делал

заем у природы. А наши

крещенские купели - это

неспроста. Встряска клеткам.

Полезнейшая штука.»

(академик И.П.Павлов)\


Издревле вода присутствует во многих народных обрядах и ритуалах. Не обходятся без нее ни при рождении человека (кре­щение), ни при его смерти (омовение). В целебных и закалива­ющих свойствах природы вода играет особую роль, особенно вода холодная или ледяная. Ее свойства с незапамятных вре­мен были известны и широко использовались разными племе­нами и народами. В папирусах Древнего Египта, например, обнаружены указания на то, что следует систематически исполь­зовать охлаждающие водные процедуры в оздоровительных целях. Полагают, что египетская культура закаливания была перенесена в Древнюю Грецию, где ее распространял яркий пропагандист оздоровления людей с помощью холодной воды, великий философ и математик Пифагор Самосский. В священ­ных индуистских книгах говорится, что омовения холодной водой дают десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бод­рость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет лица и... внимание красивых женщин. Античные истори­ки Геродот и Тацит, описывая быт скифов, указывают на то, что они купали детей в холодных водах рек.

Из известных врачей древности, широко использовавших водные процедуры для лечения и укрепления здоровья, следует назвать Гиппократа (ему принадлежит утверждение о том, что холодная вода возбуждает, а теплая расслабляет), а также Аск-лепиада и Авла Корнелия Цельса. Практиковавший в сред­ние века в Баварии Себастьян Кнейп писал: «Сильные народы, племена, роды всегда были верными друзьями холодной воды.»

На Руси испокон веков относились к воде очень уважитель­но. Многие историки, ученые и путешественники в разные вре­мена отмечали пристрастие русских к ледяной воде. Купание в ней сочеталось обычно с баней. В «Повести временных лет», одном из самых значительных литературных произведений времен Киевской Руси, летописец Нестор описывает впечатле­ния Святого Андрея о быте славян, живших в Новгородской земле: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути сво­ем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна и раз-

денутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и под­нимут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, и до того себя забивают, что едва слезут, едва живые, обольются водой студе­ною, и тогда только оживут. И творят так каждый день, никем не мучимые... и этим совершают омовение себе, а не мучение.» Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, посетив­ший Москву в середине семнадцатого века, писал, что после парной русские любят валяться в снегу и обливаться холодной водой. Петр 1, как известно, тоже поощрял холодные купания. С ледяной водой дружил А.В.Суворов. Он даже зимой обяза­тельно обливался холодной водой. В бане же он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер де­сять холодной воды, по два ведра сразу. В проруби купался И.А.Крылов. Ванны со льдом принимал А.С.Пушкин. Боль­шими любителями купания в ледяной воде были адмирал С.О.­Макаров, герой русско-турецкой войны генерал М.Д.Скобелев, писатель Н.Г.Чернышевский, художник И.Е.Репин.

Суровые климатические условия России заставляли людей искать адекватные формы и методы закаливания. Считалось совершенно необходимым закаливать грудных детей, младенцев и новорожденных с раннего детства. У северных кочевых народов издревле существовал обычай обтирать снегом новорожденных, а в дальнейшем - «купать» их в снегу, причем не только здоровых, но и больных. Так, например, тунгусы или якуты обливали новорожденного не­сколько раз в день ледяной водой и натирали снегом. Обтира­ние снегом выглядело так:

Несмотря на мороз, мать, развернув меховую «пеленку-шку­ру», быстро окунала малыша в снег, аккуратно обтирала им все тело, а затем снова заворачивала ребенка в мех. Таким об­разом, тело и дыхательные пути с первых дней жизни приуча­лись к холоду, и дети становились привычными к жизни в су­ровом северном климате. А более старшие дети выбегали без одежды на мороз, чтобы «узнать, какая сегодня погода». Эта веками выработанная традиция привела к тому, что дети се­верных народов практически не знали, что такое простудные заболевания.

Известно, что крещение младенцев по православному об­ряду совершается путем трехкратного погружения под воду с головой. Примечателен тот факт, что крещение в ледяной воде гораздо полезнее для детского организма, чем в теплой. Автор книги «Мать и дитя», изданной в 1893 году, В.Жук передает рассказ земского врача Евсеенко:

«Мне пришлось подметить, что дети, которых крестили в холодной воде, развиваются и растут лучше, чем крещенные в теплой купели. Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца, развивается очень быстро и принимает особо приятный и бодрый вид... Быстрое погруже­ние в холодную воду усиливает все процессы обмена, подни­мает упавшее питание и кроветворение, исправляет еще не ус­тановившееся движение соков, кожа краснеет и приятна на вид. Совсем иначе действует крещение в теплой воде... Теплая вода, не дав никакого толчка ни коже, ни сосудистой системе, испаряется, охлаждает тело; несчастный ребенок мерзнет, дро­жит, бледнеет.»

Вкратце опишем физиологический механизм воздействия холодной воды на организм человека.

Действуя на рецепторы кожи, холодная вода вызывает мощ­ный поток нервных импульсов в спинной мозг и центральную нервную систему. Это вызывает ответную комплексную ней-рогуморальную реакцию, способствующую выработке и пере­распределению энергии. Активизируются биохимические про­цессы, ускоряется углеводный обмен, железы внутренней сек­реции выделяют в кровь тонизирующие гормоны. Изменяются работа больших и малых кровеносных сосудов и движение по ним крови. Нервные центры заряжаются, тонизируются. Мо­билизуются резервные возможности, повышается работоспо­собность организма. Это - выход на более высокий уровень энергетики и жизнедеятельности в целом.

Среди представителей педиатрии и возрастной физиологии появляется все больше сторонников закаливания грудных детей, младенцев и новорожденных. Свое мнение на этот счет высказывает доктор медицинских наук, профессор И.А.Аршавский: «В научной лаборатории, которой я руководил на протяжении многих лет, исследовалось, в частности, влияние низких температур на здо­ровье детей. Если новорожденного младенца погрузить в хо­лодную воду, то у него резко повысится мышечный тонус и двигательная активность. После такой процедуры у малыша значительно активизируется сосательный рефлекс, что позво­ляет ему получить от матери необходимое количество молока. Если погружение в воду делать перед каждым кормлением, то ребенок будет расти удивительно здоровым и крепким. При таком образе жизни малыши, появляющиеся на свет физиоло­гически зрелыми, редко болеют, а младенцы, родившиеся ос­лабленными, быстро догоняют в развитии своих ровесников.» Физики, изучающие свойства воды, утверждают, что ледя­ная и талая вода (так называемая структурированная, то есть имеющая наиболее сложные структурные связи) обладает по­вышенной физиологической активностью, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует резервные силы. При окунании ребенка в холодную воду тело его сжимается.

сосуды сдавливааются, кровь из них уходит к сердцу, легким, головному мозгу и так много сотен и тысяч раз. Это - мышеч­ный насос, как бы второе сердце.

Следует сразу же сказать, что купать грудных детей, младенцев и новорожденных целесообразнее всего в прохладной воде. В холод­ную, тем более, ледяную воду их можно окунать лишь на 1-2 секунды и тут же, вынув из воды, разогревать с помощью ак­тивных движений руками и ногами. Кстати, если разогревать, растирая докрасна полотенцем, это во многом снимет эффект купания в прохладной воде.

Приучение малышей к холоду можно условно разделить на три этапа: начальное освоение- привыкание - полная адапта­ция. Приучение предусматривает использование естественных факторов природы: грунта (хождение босиком по полу, земле, льду, снегу); воды (обтирание мокрым полотенцем, прохлад­ный, контрастный, а затем и холодный душ, купание в прохлад­ной воде, обливание холодной водой, окунание в холодную, а в дальнейшем в ледяную воду, обтирание снегом); воздуха (ча­стое проветривание помещения, облегченная одежда во время прогулок, сон на свежем воздухе в любое время года).

Температурный режим при водном закаливании имеет свои ориентировочные пределы. Вода прохладная, холодная и ле­дяная располагаются каждая в своем диапазоне: первая - от 26 градусов (на 10 градусов ниже температуры тела) до 20 граду­сов, далее соответственно - от 20 до 10 градусов и затем - от 10 до 3 градусов.

Закаливание новорожденных и грудных младенцев должно быть доступным (посильным, переносимым); систематичным (постоянным, ежедневным); последовательным (с постепенным увеличением времени пребывания в воде); а также основанным на учете индивидуальных особенностей ребенка (приученность, адаптированность к холоду, подкожный жировой слой, актив­ность в воде, самочувствие, настроение и т.п.).

Не следует форсировать процесс закаливания, сразу подвер­гать нетренированного малыша длительному охлаждению. Нельзя допускать переохлаждения. Первые купания в воде крат-ковременны, по несколько секунд. Это обливание из тазика или прохладного душа, окунание с головой. Со временем малыш привыкнет к холодовому воздействию, и окунание в прорубь или обтирание снегом будет доставлять ему удовольствие.

Важно все время следить за состоянием ребенка, учитывать внешние признаки адаптации к холоду, в частности, к холод­ной воде. Если тело малыша посинело, он скован, дрожит, се­анс закаливания надо тотчас же прекратить, а еще лучше не доводить закаливание до таких эксцессов. При купании в прохладной воде тело малыша должно быть розовым, а сам он -подвижным, активным, полным энергии.

Если ребенок сам еще плохо держится на воде, двигатель­ную активность ему обеспечивают взрослые. Лучше всего, если сами родители находятся с малышом в воде. Они по себе смо­гут оценить степень его усталости и, в зависимости от этого, сократить или увеличить время, отведенное на водное занятие. А малыш, глядя на папу или маму, будет повторять их движе­ния в воде (вспомните о подражательном рефлексе, хорошо развитом у детей), учиться нырять и плавать, не испытывая страха при погружении в воду.

При купании в прохладной воде малыш подвижен, активен, у него увеличивается выработка тепла и он может долго в ней заниматься, не ощущая холода.

Перед купанием в прохладной воде всегда нужно хорошо разогреть малыша: проделать комплекс упражнений, растереть его тело руками - тогда он не будет быстро мерзнуть. После такого занятия нужно также разогреть его активными движениями.

Еще раз напомним, что купание в теплой воде делает ребен­ка изнеженным, часто настолько, что он теряет способность противостоять охлаждению тела и даже небольшому измене­нию температуры внешней среды: сразу провоцируются на­сморк, ангина и т.п. Если же родители все-таки купают ребен­ка в теплой воде, то водную процедуру надо заканчивать об­ливанием водой холодной. Вначале можно облить только сто­пы или ручки малыша, а вслед за этим из ведра или кувшина, сразу же, одним потоком, обливается все тело. Лучше всего обливать с макушки - там происходит прилив энергии через энергетический центр в коре мозга.

Тренирующий эффект приучения к холоду, в особенности, к холодной воде, имеет следующие результаты: закаленный малыш легче преодолевает любые болезненные состояния и меньше болеет не только респираторными, но и инфекцион­ными болезнями - у него в целом выше имунно-биологическая сопротивляемость атаке любых инфекций и активнее борьба с ними.

При систематическом закаливании с первых дней жизни даже купание в проруби «моржей-младенцев» выглядит впол­не обычной и естественной процедурой.

Вот как описывает М.Дмитрук в книге «Как дожить до тре­тьего тысячелетия» моржевание с пеленок:

«Из помещения на мороз выбежали необычные спортсме­ны: взрослые и дети в плавках и купальниках, словно летом на пляже, а младенцы - голышом, как будто родители несли их в

баню, С веселым смехом все приблизились к широкой прору­би, оставляя на снегу следы босых ног... Коля выполняет в ру­ках взрослого сложные акробатические упражнения - сальто, подкрутки. И при этом блаженно улыбается. На морозе тело малыша в движении разогрелось, кожа стала розовой, на ще­ках яркий румянец. Теперь ему не страшна ледяная вода...»

Лев Бурачевский

Узнайте как начать занятия сегодня по телефону:

(067) 286-39-22 . (Евгения)

 

Отзывы родителей

Женя - это радость нашей Валерочки. Мы начали заниматься в 2 месяца и сразу увидели прогресс в физическом развитии.

Сначала Валерочка очень старалась, "кряхтела" от усердия.

Сейчас же (нам около 6ти месяцев), она смеёться, делая упражнения, и требует продолжения тренировки!

Мы очень рады, что Валерочка встретилась с Женей и они полюбили друг друга.

otzivмама Валерочки,

Лена Бихунова

Мнение врачей

Динамическая гимнастика помогает научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. 

ZЕлена Зуева, акушер-гинеколог, к.м.н., врач-психотерапевт, перинатальный психолог